
Хорошо, когда душа поет, а сердце требует прекрасного. Еще лучше, когда в придачу к музыкальной душе и требовательному сердцу свыше дается талант это прекрасное творить. Но тут, как назло, то холст маловат, то краски не соответствуют представлениям художника о ярком великолепии окружающего мира. Вот так и создавай шедевры: как в одном известном анекдоте – то свисток без дырки, то акула глухая…
А кто, собственно, решил, что настоящему художнику нужны только холсты, кисти и краски? Ведь главное – это же мечта! Как без мечты-то жить? Было бы желание творить, а способы всегда можно изыскать. Так из обычного американского мальчика, у которого мама с папой были рядовыми, но очень трудолюбивыми фермерами, получился аграрный художник Стэн Херд. Ну, это мы его назвали аграрным художником, а так профессию Стэна можно определить, как ваша душа пожелает: благо, официального названия такому виду творчества еще не присвоено, если не считать множества сообщений о загадочных кругах на полях, то ли инопланетянами нарисованных, то ли ежами вытоптанных.
Итак, ландшафтный арт-дизайнер? Урожайный живописец? Полевой искусник? Фермер, который в душе художник или художник, который в душе фермер? Стэн с детства в курсе, для чего нужен трактор и что с ним делать в чистом поле – до поступления в художественное училище Херд пахал, косил и сеял на своем «железном коне» наравне с отцом. Только представьте: зелень, небушко голубое, птички поют, солнышко светит… Благодать! Почему бы не забить на все эти кисточки и карандаши и не использовать те живописные идеи, которые подкидывает сама матушка-природа?
Вот Стэн подумал-подумал и решил: а почему бы не заняться выращиванием… картин? Первое свое полотно Херд вспахал и засеял в родном Канзасе. Местные, правда, вначале пальцем у виска покрутили. Но потом Стэн устроил им авиаэкскурсию на «кукурузнике», с которого фермеры удобряют поля, и показал, что у него вовсе не рожь с кукурузой получились, а настоящая, что ни на есть всамделишняя живопись!
Народу понравилось, и вскоре к молодому живописцу потянулись курьеры с заказами. География «картинной галереи» Херда уже не умещалась в переделах штата, и Стэн стал работать над технологией. Набросав обычным порядком эскиз на ватмане, он делил рисунок на клетки. Оно и понятно: и на листе клетки, и на поле тоже. Но как добиться точного соблюдения пропорций и идеальной цветопередачи? С этой проблемой Херд тоже справился: «расколеровав» заранее будущее полотно сельхозкультурами по контурам, «наведенным» обычными кирпичами на самолично вспаханном поле, Стэн просто ждал, когда картина «взойдет и заколосится». Бывало и такое, что шедевр не удавался. Тогда художник, постоянно следивший за проявляющимся фреймом с воздушного шара, принимал тяжелое, но единственно верное решение: «косить к чертовой матери, не дожидаясь позора!». Заново пахал, заново размечал и – таки да! – заново сеял! Справедливости ради надо отметить, что Херду иногда приходилось использовать для декора подкрашенную почву – ну, если, например, нужен оттенок зеленее самой зеленой травы. А что делать? Нужно же, чтобы картины не просто были точными и смотрибельными, а идеально вписывались в ландшафт и создавали единую с ним композицию.
Сегодня Стэну Херду 68 лет. В его «галерее» по всему свету – 40 картин. Это и реклама, и копии полотен великих художников всех времен и народов, и рекламные имиджи алкогольных и продуктовых брендов, и портреты известных людей. Вот, например, «аграрный» предпоследний президент Америки Барак Обама получился весьма похожим на свой физический оригинал. А 21 год назад к 100-летнему юбилею одной из первых женщин-пилотов Амелии Эрхарт, перелетевшей Атлантику, Херд создал свою знаменитую «Наземную фреску», изображавшую эту легендарную даму – журналиста, писателя, феминистского идола и просто красавицу.
Одним из последних творений Стэна стала «полевая копия» картины «Оливковые деревья» Винсента Ван Гога, которую Херд сделал по заказу института искусств Миннеаполиса. В ход пошли тыквы, овес и много всякой природной всячины, покрывшей «холст» величиной с полгектара.
Стэн Херд – оптимист. Он прекрасно понимает, что полотно, на создание которого уходят недели, месяцы, а иногда и годы, проживет всего сезон. Но ведь дорожка-то уже протоптана, и всегда можно повторить старое или создать нечто новое! Для тех, кто не стоит на месте, жизнь всегда готовит сюрпризы! Пусть даже в отдаленной перспективе.