«Прообраз Чаши Грааля находится на Северном Кавказе», – с таким сенсационным заявлением на конференции в Москве выступил исследователь из Ставрополя Роман Нутрихин, который уже получил прозвание «ставропольского Индианы Джонса».

Археология смыслов

Конференция прошла в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) под эгидой академической Ассоциации исследователей эзотеризма и мистицизма (АИЭМ). Она объединяет несколько десятков российских и зарубежных ученых, которые занимаются изучением этих интригующих вопросов с исторической, психологической, философской и иных точек зрения.

Священный Грааль – главная реликвия средневековых рыцарских романов. Его чаще всего представляют как чашу, в которую была собрана кровь Иисуса Христа во время распятия. Но в том-то и дело, что в подлинных текстах средневековья образ Грааля гораздо сложнее. «В романе «Парцифаль» немецкого поэта XIII века фон Эшенбаха, – рассказывает Роман Нутрихин, – Грааль описывается одновременно как камень, чаша и книга со звездными письменами. Толкователи рыцарских легенд долгое время не могли понять, что же это такое на самом деле».

По гипотезе ставропольского исследователя, Грааль имел реальный прообраз. Только искать его надо не в Британии, а на Северном Кавказе. А все дело в том, что решающее влияние на становление европейского рыцарства и его легенд оказали аланы – кавказский этнос, появившийся в Западной Европе в результате «великого переселения народов».

Аланское наследие Европы

Об этом говорят сегодня многие ученые по всему миру. Одним из первых стал профессор истории Университета Миннесоты Бернард Бахрах. В 1973 году он выпустил «Историю аланов на Западе», в которой описал их миграции с Кавказа в Европу на закате поздней античности и в раннем средневековье.

В 2000 году вышел научный бестселлер «От Скифии о Камелота» профессора Университета Лос-Анджелеса Скотта Литтлтона и фольклориста Линды Малкор. Они пишут: «Аланы имели самое существенное влияние в областях, где зародились легенды о Граале. Представители их семейств непрерывно контролировали как местную знать, так и церковь, начиная с аланских вторжений в Галлию в V веке и вплоть до XII столетия, когда появились манускрипты с романом о Граале». Эта идея стала до того общепринятой, что даже в нашумевшем американском блокбастере «Король Артур» он и его рыцари Круглого Стола показаны как сарматы, то есть выходцы с Северного Кавказа.

«Аланы настолько «наследили» в Европе, – рассуждает краевед, – что ученые до сих пор находят корни их языка в десятках наименований городов, рек и гор во Франции, Испании, Италии, Германии и Англии. Самые смелые приписывают аланское происхождение даже названию британской столицы. Ведь на английском языке слово «Лондон», строго говоря, ничего не значит. Переводится оно только с осетинского: «лон» – место, «дон» – вода, то есть «место у воды». Осетины – ближайшие потомки аланов. Влияние их предков в Западной Европе когда-то было колоссальным».

Чашечные камни

«У аланов, – продолжает автор гипотезы, – имелись культовые чашечные камни, которые и теперь можно увидеть в некоторых кавказских музеях. То были обычные валуны, поверхность которых аланы покрывали крохотными углублениями. Причем, лунки на камнях образовывали контуры известных им созвездий – Дракона, Большой Медведицы, Рыб и других. Жидкость, налитая в эти выемки, отражала звезды и поэтому считалась священной. Такие аланские сакральные предметы действительно были одновременно и камнями, и чашками, и звездными начертаниями, как описывал Грааль поэт-рыцарь фон Эшенбах».

Мигрировав в Западную Европу, аланы принесли туда эти чашечные камни и связанные с ними религиозные представления, которые смешались с христианством и породили причудливые рыцарские легенды. Аланские чашечные камни действительно могли послужить прообразом для Священного Грааля. Они, как ничто другое, соответствуют загадочному описанию «звездного камня-чаши» у европейских трубадуров.

В старинных романах о Граале сообщается, что он помогал королям строить замки и церкви. «Это кажется полной бессмыслицей, – говорит Роман Нутрихин, – если не знать о том, что в средние века священные чашечные камни аланов действительно было принято встраивать в стены храмов. Такая традиция прослеживается по всей Европе, особенно в Германии. Но там аланы были пришельцами и быстро ассимилировались. Истинный центр их национальной и духовной традиции всегда оставался на Кавказе. Точнее в Нижнем Архызе, где они в X веке приняли христианство».

Архызский Грааль

Крупнейшая церковь Нижне-Архызского городища была построена для крещения аланов еще в 912 году. Здесь находился центр Аланской епархии. На самом почетном месте в кладке этого храма – в середине его алтарной части – тоже заложены два чашечных камня, древние прототипы Святого Грааля в рыцарских преданиях. На этом городище археологи нашли немало других чашечных камней. Некоторые лунки на них удалось уверенно отождествить с рядом небесных созвездий. Просто удивительно, как эти артефакты и связанные с ними культовые идеи попали отсюда в Европу и повлияли на самый сакральный пласт средневековой литературы.

«На городище в Архызе, – продолжает «ставропольский Индиана Джонс», –  есть и более масштабные памятники древних звездочетов. Например, земляная насыпь с элементами каменной кладки в виде идеального круга более 88-ми метров в диаметре. По мнению историков, это была аланская пригоризонтная обсерватория – астрономический календарь, обозначавший точки восхода и заката светил в праздничные дни года. Аланские храмы Нижнего Архыза также ориентированы по Солнцу. Их алтари направлены строго на точку его восхода в дни тех Святых, которым посвящена та или иная церковь».

Этот удивительный кавказский народ, населявший когда-то и Ставрополье, мечтательно смотрел в небо и по-настоящему любил звезды. В них аланы когда-то прочли тайну Грааля и зашифровали ее на своих чашечных камнях, чтобы тысячу лет спустя ее вновь раскрыли люди науки.

Текст Дмитрия Елшанского