На самом деле, автомобилей, существующих в единственном экземпляре, довольно много. В каждой второй условной Хацапетовке найдется умелец, который совместил двигатель от музейного паровоза, корпус «Оки» и шасси танка Т-34, чтобы рассекать на этом чуде техники по окрестной целине. Да и у крупных производителей в арсенале огромное количество концептов, которые создают, чтобы пустить пыль в глаза на каком-нибудь престижном автосалоне, а заодно отработать новые технологии и инженерные решения.

Но есть в этом ряду одна особенная категория — так сказать, «белая кость». Автомобили, созданные ультрапрофессионалами по заказу тех, кто не ограничен в средствах. О первых известно все, имена вторых, как правило, держатся в секрете.

Давайте посмотрим, что происходит, когда ничем не ограниченное транжирство и инженерная смекалка сходятся на почве беспримерной любви к автомобилям.

Первой в нашем списке будет, пожалуй, Lamborghini Egoista. По своей родословной она, конечно, тяготеет к концептам, но насколько же в ней все прекрасно, даже название! Впервые ее показали миру в 2013 году на праздновании 50-летнего юбилея компании Lamborghini. По внешнему виду это такой военный истребитель из будущего, который, правда, летать все же не может, зато замечательно справляется с передвижением по асфальту. Как и положено подобной технике, в кабине предусмотрено ровно одно место — для пилота. Отсюда и название. Под капотом у этого прекрасного монстра прячется 5,2-литровый мотор V10. Корпус сделан в основном из углеволокна и вообще — конструкция максимально облегченная. Поэтому весит Egoista всего одну тонну. О дальнейшей судьбе чуда техники известно мало, но уж точно оно не пылится на складах итальянского автопроизводителя.

А самой загадочной может считаться McLaren X-1. О ней известно лишь то, что она сделана по заказу очень состоятельного покупателя из Ближнего Востока. Собирали ее не на базе какой-то другой модели, а совершенно с нуля: инженерами сектора Специальных операций (да, там есть и такой). Сумма сделки — 7 миллионов долларов.

Mercedes-Benz GWA 300 SLC — пример того, как из эксклюзивного авто можно сделать и вовсе уникальное. Базой для его создания стал легендарный суперкар Mercedes-Benz 300 SC 1955, выпущенный в количестве 100 экземпляров. Некий очень богатый человек из «одной из стран Восточной Европы» обратился к немецкому автогиганту сделать на его основе современный родстер. Сумма сделки, как и имя заказчика, держатся в строгом секрете, но все было сделано в точности как задумано. Получившийся Mercedes-Benz GWA 300 SLC разгоняется до ста километров за 3,8 секунды, а максимальная скорость составляет 315 км/ч. Под капотом у него пламенный мотор V 8 мощностью 571 лошадиных сил. Классический дизайн сохранили по максимуму, но без современных решений в оформлении и подборе материалов, конечно же, тоже не обошлось.

Еще один-единственный суперкар от Mercedes называется Sbarro GT1 и в нашем списке может считаться ветераном: его создали в 1999 году. Среди прочих он выделяется историей своего происхождения. Поводом к созданию Sbarro GT1 стал не заказ эксцентричного толстосума, а победа команды Mercedes в гоночной серии Ле Ман. 7,4-литровый двигатель V8 мощностью 450 лошадиных сил по меркам современных суперкаров может считаться довольно скромным решением, но в те времена считали иначе. Зато в остальном машина может считаться конгломератом всех современных технических решений: от корпуса, сделанного из композитных материалов, до революционной компоновки. Двигатель расположен сзади и по центру , что обеспечивает невероятные ходовые качества.

Rolls-Royce Hyperion. Тут все по классике. Знаменитый коллекционер редких автомобилей Роланд Холл захотел стать обладателем чего-то по-настоящему уникального. Он обратился в Rolls-Royce, и те собрали ему суперкар, внешним видом восходящий к легендарным моделям, выпускавшимся в 1930-е годы прошлого века, гармонично сочетая с ним ультрасовременные решения. Дизайном занималось легендарное ателье Pininfarina, а вдохновляла их продукция Rollers. Ни сумма сделки, ни примененные технические решения огласке не подлежат, но известно, что массивность и классические нотки не мешают «Гипериону» развивать безумную скорость и великолепно держаться на трассе.

После него логично вспомнить еще одного производителя автомобилей категории «престижней некуда». Cadillac Cien был создан к вековому юбилею знаменитой марки. К его созданию подошли крайне тщательно и готовили в строгом секрете несколько лет. Правда, в данном случае не заметно желания воскресить образы далекого прошлого в современном дизайне.  Cadillac Cien — воплощение всего самого высокотехнологичного, что создало человечество на момент его производства: как по форме, так и по содержанию. В принципе, именно такими представляют автомобили будущего. Система спутниковой связи OnStar, голосовое управление Communiport, ассистент парковки и даже технология ночного видения, которая способна проецировать изображение дороги на лобовое стекло! Двигатель и ходовые характеристики — под стать всему этому! Увы, Cien постигла печальная судьба юбилейных подарков: праздник прошел, и о нем практически забыли. Так и стоит где-то в одиночестве, а за техническими новинками, многие из которых были в нем использованы впервые в истории, теперь лучше обращаться к товарищу Маску.

Совсем другая (если не сказать — прямо противоположная) судьба сложилась у Maybach Exelero. Строго говоря, этот автомобиль — часть большой рекламной компании. Он был построен в 2005 году на базе лимузина Maybach 57, который превратили в спорткупе  ради демонстрации нового поколения высокоскоростных покрышек немецкой компании Fulda, рассчитанным на скорость свыше 370 километров в час. Надо сказать, что получившийся суперкар оказался более успешным, чем то, ради чего его сделали. Машину купил в 2011 году рэп-исполнитель Брайан Уильямс, заплатив за нее 8 миллионов долларов. А вот  Maybach продолжал терпеть финансовые убытки, и владевшая им корпорация Daimler в 2012 году заявила о ликвидации этой престижной марки.

Текст Станислава Маслакова