Кино, как известно, — важнейшее из искусств! И даже несмотря на то, что автор оригинального высказывания по этому поводу сделал небольшую ремарку, влияние кинообразов на зрителей уже много лет с полным правом можно называть колоссальным. Особенно если эти образы – головокружительно красивые и очень умные дамы в погонах. Тем более что ноябрь в этом году – самый праздничный месяц для нашей доблестной полиции: как-никак 100-летний юбилей!

Дознаватель Абдулова

Популярность «Улиц разбитых фонарей» — сериала о буднях и праздниках 85-го отделения милиции города Санкт-Петербурга — держится на уровне прайм-тайм уже без малого два десятка лет. Ну и что, что старший лейтенант Анастасия Абдулова прослужила в этом отделении всего до пятого сезона! Зато как она это сделала! Сама исполнительница этой роли Анастасия Мельникова рассказывала, что ее киногероиня настолько «срослась» с ней самой, что порой дело даже доходило до курьезов. Как-то друзья Мельниковой отдыхали в деревне, и их там все с тревогой спрашивали: как, мол, Настя на такой рискованной работе трудится, у нее же дочка совсем маленькая!

Образ дознавателя Абдуловой актриса не выдумала. Мельникова как-то поделилась с журналистами сайта Woman’s day, что знакома с одной вполне себе конкретной и абсолютно настоящей женщиной-следователем: «При первой же встрече мы разговорились и обсудили все – от моды и мужчин до рецептов консервирования. Оказалось, что она невероятно добрый человек, прекрасная хозяйка, но когда разговор зашел о ее работе, сразу изменилась – стала серьезной, жесткой. Складывалось впечатление, что передо мной два абсолютно разных человека». Чертами этой женщины Мельникова и постаралась наделить свою Настю Абдулову, и получилась непередаваемо обаятельная дама в погонах! Кстати, на все заявления о том, что таких полицейский не бывает, актриса со знанием дела отвечает: «Неправда! Бывает!».

Майор Каменская

Вопреки своей фамилии героиня Елены Яковлевой Анастасия Каменская – мягкая, добрая и сочувствующая. Но не всем. И не всегда. Красивая и хрупкая, она может «пару ласковых» сказать так, что оппонент сразу и безошибочно поймет, куда ему идти и что делать. Потрясающий аналитик, жесткая и принципиальная с теми, кто преступил закон – будь то высокопоставленный чиновник или крупный бизнесмен, она абсолютно не приспособлена к жизни. Но для снятия этого «когнитивного диссонанса» у майора Каменской есть чудесный муж, математик по профессии, который заботится о своей жене, как о ребенке.

Образ Каменской удивительно точен и психологически рассчитан – в ней всего строго «по рецепту»: профессионализма и психологизма ровно столько, чтобы быть идеальной сыщицей, не превращаясь при этом в бездушный «синий чулок», слабости и кокетства – столько, чтобы быть истинной леди, нежной и беззащитной, не «переливаясь» в состояние «хочу платье и плакать». Единственное, чего в ней с избытком, — это юмора и ума. Но, как известно, если первое и второе – отменного качества, то лишними они никогда не будут.

Еще одна определяющая черта Насти Каменской – «трудный характер», который помогает ей добиться своего любыми путями. И кажется, что эта черта – чисто женская, но в данном случае, скажем по секрету, по мнению зрителей-мужчин, использованная в «сугубо мирных целях»: еще бы – не сыщица, а просто женщина-мечта получилась! И защитить ее хочется, и пожалеть, и помочь, и послушаться, и тут же сделать все, что она ни прикажет! В чем же секрет?

Дело в том, что литературная «мама» майора Каменской – Марина Алексеева, широкой публике известная как Александра Маринина. Именно по ее романам и был создан сериал о Насте Каменской. Сегодня уже подполковник в отставке, Марина Анатольевна имеет степень кандидата наук, полученную после защиты диссертации  на тему «Личность осужденного за насильственные преступления и предупреждение специального рецидива», а до этого занималась изучением личности преступника с аномалиями психики. Так что «мозговед» Маринина знатный — знает, что к чему и что откуда. И муж у нее, кстати, тоже при погонах: полковник милиции в отставке Сергей Заточный. Следовательно, обо всех «прелестях» службы в милиции (а сегодня — полиции) автор популярных детективов знает по собственному опыту.

Но написать сценарий – это полдела, вторая половина – найти ту, которая сделает литературный персонаж «живым и теплым». Режиссер сериала Юрий Мороз сказал сразу: «Без Лены Яковлевой Каменской не будет!». Актриса согласилась без раздумий несмотря на то, что спектакли, в которых она была занята, никто ради съемок отменять не собирался. Но вся съемочная группа пошла навстречу «кормилице», как ласково называл Яковлеву Сергей Никоненко – исполнитель роли полковника Гордеева, и сериал «выстрелил»!

Следователь Швецова

Еще один обаятельный и привлекательный следователь – Мария Сергеевна Швецова, которую в сериале «Тайны следствия» сыграла актриса Анна Ковальчук. В два счета распутывающая сложнейшие дела, смелая и решительная Маша Швецова за шестнадцать сезонов дослужилась до подполковника юстиции.

Между прочим, прототипом образа Швецовой стал автор сценария сериала Елена Топильская. Она проработала в прокуратуре целых 17 лет и по поводу вечного спора о том, женское или не женское дело – служить в полиции, имеет свое веское мнение. Например, женщина обладает самыми нужными для следователя качествами – вдумчивостью, усидчивостью и скрупулезностью,  а по поводу невеликой от природы физической силы женщин-полицейских Елена Валентиновна заметила, что вообще-то следователь не должен самолично бегать за преступником и руки ему заламывать. А что касается всяких там не особо приятных женскому глазу зрелищ, так медсестры и врачи в больницах и не такое видят.

Ну, тут уж с товарищем Топильской не поспоришь, да и сложно это – спорить со следователем по особо важным делам при петербургской прокуратуре, который, к тому же, раскрывал дело известного садиста-маньяка Иртышова.

Между прочим, «Тайны следствия» настолько размашистым шагом ушли «в народ», что 21 ноября 2016 года медиахолдинг «ВГТРК» выпустил одноименный мобильный квест по мотивам сериала.

Это были только три, да и то киношные дамы-полицейские, а сколько их в жизни – красивых, смелых и умных – на целую кинолетопись хватит!

Текст Полины Лисицыной