Нет, мы не будем сейчас рассуждать об условиях жизни на Красной планете и том, как ее лучше осваивать. Упор здесь именно на слове «зачем». Ответ на этот вопрос дал Илон «нашевсе» Маск в своем недавнем интервью на TED. Вот о самом интересном, что сказал этот прекрасный человек, мы и поговорим.

Основная его часть, к слову, посвящена не Марсу, а вполне земным технологиям. О  большинстве из проектов мы, так или иначе, слышали, а вот некоторые были представлены широкой публике впервые.

Главной сенсацией стал проект по созданию сети тоннелей, которые позволят решить проблему автомобильных пробок навсегда. И — да, летающие машины отменяются.

Суть идеи проста. Автомобиль паркуется на специальной площадке, которая опускает его под землю и превращается в электрический тягач, с огромной скоростью доставляющий людей и грузы в нужную точку. При всей фантастичности у этого проекта куда больше перспектив, чем у любой альтернативы. Во-первых, мы можем углубиться под землю на гораздо большее расстояние, чем подняться в небо. Следовательно, расширяя эту сеть, возможно победить любое количество пробок в любом городе, ведь можно построить сколько угодно уровней. Во-вторых, какой бы ни была обширной сеть тоннелей, она совершенно не мешает жизни на земле. В отличие от снующего туда-сюда летающего транспорта, который будет создавать шум и постоянную опасность, что на тебя может шмякнуться что-то тяжелое с большой высоты.

Пока что все упирается в финансовый вопрос. Рыть тоннели дорого и достаточно сложно. По мнению Маска, для того чтобы строить задуманную им сеть стало выгодно, необходимо достичь 10-кратного снижения цены за милю бурения. И он уже знает, как это сделать. Во-первых, диаметр такого тоннеля в 2 или более раза меньше, чем при строительстве метрополитена. По расчетам, 3,5 метров будет достаточно для проезда электрической платформы. Таким образом, площадь разреза уменьшается в 4 раза, цена, соответственно, тоже. Помимо этого надо менять саму технологию прокладки: сделать универсальную машину, которая будет бурить и тут же укреплять стены тоннеля. Все это при увеличенной мощности устройства (которое, конечно же, тоже будет электрическим) увеличит выгоду в 10 раз и позволит приступить к практике.

Бросается в глаза сходство с другим транспортным проектом Маска – HyperLoop, который продолжает успешно развиваться и обещает на выходе стать самым высокоскоростным способом перемещение по земле.

Много нового рассказал Маск и про беспилотные автомобили. По его словам, если не ограничиваться в этой системе радаром, а установить оптические камеры и научить искусственный интеллект ими пользоваться, то автопилот станет минимум в 10 раз эффективнее любого профессионального водителя. При этом ошибиться может и он, просто происходить это будет в тысячи раз реже, чем сегодня. Как бы то ни было, в будущем автомобиль станет частью общего автономного флота: «Ты сможешь выбирать, использовать ли автомобиль самому, или им будут пользоваться члены твоей семьи, друзья и другие водители. Это произойдет 100%, вопрос только в том, когда», — заявил Илон Маск.

К слову, на подходе новое творение Tesla — электрическая фура, которая управляется, как гоночный болид, легко перетянет дизельную фуру в горку и тоже в перспективе будет на автопилоте.

Еще один проект, уже ставший знаменитым, —  «солнечная» крыша. Это такая технология, в которой кровля, ничем внешне не отличающаяся от той же черепицы, сможет снабжать электричеством целый дом. При этом ее стоимость с учетом экономии энергии будет ниже,  чем сумма стоимости обычной крыши плюс счета за свет. Уже через 15 лет крыши без солнечных батарей станут, скорее, исключением, чем правилом. Правда, помимо самих панелей потребуются соответствующие аккумуляторы, которые уже производит знаменитая Гигафабрика Илона Маска. Он заявил, что в ближайшее время хочет построить еще 4 такие фабрики в разных точках планеты, а в будущем их число вырастет до сотни.

Все это приведет человечество в качественно новое состояние, когда все будут обеспечены энергией, и жизнь станет комфортнее. Но Маск считает, что этого недостаточно. История знает многие цивилизации, достигавшие невероятных высот и затем исчезавшие. Чтобы мы не повторили их судьбу, нам нужно выйти на межпланетный уровень. Именно поэтому столько сил и средств тратится на планы по освоению Марса.

«Я надеюсь, что люди смогут путешествовать на другие планеты через 8-10 лет. Это та цель, к которой мы стремимся. Наши внутренние дедлайны, конечно, более жесткие», — хвастается Маск и рассказывает о проектах огромных кораблей, которые позволят людям окончательно обрести третье измерение и заняться освоением Солнечной системы.

Совсем недавно его компания смогла не просто посадить первую ступень ракеты, но и повторно ее использовать. Впереди – создание систем, способных осваивать Луну и Марс, делая это куда эффективнее, чем существующие технологии. Конечная (вернее, как всегда промежуточная) цель – строительство на Красной планете города с населением хотя бы в миллион человек, ее терраформирование и дальнейшая экспансия.

Илон Маск убежден, что наше становление как цивилизации, бороздящей просторы космоса, вовсе не неизбежно. Ничто не происходит само собой. Технологии не растут автоматически. Они улучшаются только в том случае, когда люди очень много работают над тем, чтобы сделать их совершеннее. Иначе начнется деградация. Мы до сих пор не до конца понимаем, как древние египтяне строили свои пирамиды, а римляне – водопроводы. Остановившись в своем развитии, эти цивилизации пришли в упадок и исчезли вместе со своими достижениями. Поэтому никакой альтернативы у разумного, направленного прогресса нет и быть не может.

Сегодня перед человечеством стоит выбор того, какое будущее оно предпочтет. И если наше присутствие среди звезд и наше становление как мультипланетарного вида не является частью будущего, то наши перспективы крайне сомнительны.

Текст Станислава Маслакова