Конечно, это некоторое преувеличение. Если вы привыкли менять своего стального коня, повозку или танк раз в пару лет, то сделать несколько замечательных приобретений вы еще успеете. А потом… Нет, все будет хорошо. Даже лучше, чем сейчас. Просто в то время, пока мы рассуждаем о количестве лошадок под капотом, преимуществах разных трансмиссий и размерах дисков, автомобильный рынок начал меняться самым радикальным образом.

Как правильно читать новости

Начнем, пожалуй, с темы, которую в юбилейном 2017 году не обойти ну никак. Благо, в автомобилестроении маленьких революций с большими последствиями было много, хотя замечали их не сразу. Вспомним дедушку Форда с его конвейером: кто мог тогда подумать, что новый способ производства определит будущее всей промышленности на ближайший век?

Так и мы. Новости читаем, а сопоставлять не умеем и выводов не делаем. Вот появились у нас разного рода «блаблакары». Удобный сервис, помогающий найти попутчиков, поначалу воспринимался как хипстерская забава. А сейчас уже все говорят, что рынок услуг такси никогда не станет прежним, а автотранспортные предприятия подсчитывают первые убытки.

Или взять пресловутого Илона Маска, который построил самую большую в мире «Гигафабрику». Зачем? Вроде, какие-то батарейки собирать будет. Как это повлияет на наше с вами завтра, мы не представляем. А еще новость про него же – «Тесла» признана лучшим автомобилем года, набрав 105 баллов из 100 возможных в каком-то мегапристижном рейтинге. Конечно, не 146, но все равно забавно. И никто не обратил внимание, что это не в номинации «электромобили» или «перспективные направления»! «Тесла» оказалась просто лучшим автомобилем. Вообще. Из всех. Включая «Ягуары» и «Майбахи».

Ну, и уже в январе интересным событием порадовал Росавтодор. Они завершили строительство в Подмосковье новейшего полигона для испытания беспилотных грузовиков. А первые фуры без водителей поедут по трассе М4 уже этим летом.

Когда читаешь все это вот так, через запятую, то волей-неволей начинает складываться картина, что что-то эдакое происходит и как-то оно все между собой связано. Но в общем потоке информации такие новости обычно теряются.

Все ошибаются

Нам не стоит винить себя в том, что слона-то мы и не заметили. Когда Стив Джобс (да пребудет с ним Сила!) показывал первый «Айфон», умные аналитики говорили, что это забавное устройство заинтересует некоторое количество продвинутых граждан, но всего через пару лет смартфоны оказались практически в каждом кармане, а кнопочные телефоны остались разве что в морщинистых руках наших бабушек.

А еще раньше, в 1985 году один американский телекоммуникационный гигант за весьма крупную сумму нанял аналитиков, чтобы те оценили перспективы развития мобильной связи. Те провели исследования, составили объемный и очень умный отчет, в котором говорилось, что к 2000-му году сотовыми телефонами будет пользоваться от силы 150 тысяч человек. Гигант решил не вкладываться в сомнительное направление и… Теперь мало кто помнит, как он вообще назывался.

Прощай, «авто»…

Но вернемся к автомобилям. Дело в том, что они вскоре исчезнут. То есть не через полтора века, а лет эдак через 10-15. И вовсе не потому, что закончится нефть или все мы озаботимся экологией настолько, что будем готовы пересесть на велосипеды. Все дело в экономике.

Все мы знаем, что электромобиль отнюдь не Маск изобрел. Первые электродвигатели появились еще в XIX веке, и у них всегда было лучше с мощностью и КПД, чем у движков внутреннего сгорания. Но был единственный существенный минус, который определил будущее на целое столетие – батарейки. Если на одной заправке легковой автомобиль доедет от Ставрополя до Краснодара и обратно, то емкость аккумуляторов электромобилей до сих пор этого не позволяла.

«Тесла» эту проблему более или менее решила, по сути, не придумав ничего нового, но разумно оптимизировав существующие технологии и собрав их воедино. Специалисты говорят, что несмотря на громкие заявления об инновациях, батарея этого автомобиля собрана из огромного количества обычных китайских литий-ионных аккумуляторов. Такое решение было хорошо всем, кроме цены. Теперь же, когда Маск открывает свою собственную батареечную фабрику, издержки сократятся настолько, что стоимость «Теслы» упадет ниже психологической отметки в 30-35 тысяч долларов, то есть средней цены автомобиля в США.

А теперь добавьте к этому копеечную стоимость электроэнергии и в разы более дешевое обслуживание (потому что в электромобилях несколько десятков движущихся деталей по сравнению с несколькими тысячами в автомобилях) – и, что называется, почувствуйте разницу.

А ведь не «Теслой» единой жив рынок. Крупнейшие производители пытаются поймать волну и вкладываются в собственные аналогичные разработки. Так что ближайшая перспектива – это появление множества разных по цене и качеству электромобилей при прочих равных выигрывающих у своих бензиновых собратьев.

Прощай, руль!

Все вышесказанное – это еще полбеды. По всей видимости, исчезнут не только автомобили, но и водители. Помните новость про Автодор и беспилотные грузовики? А ведь мы, как обычно, в этом прогрессивном начинании где-то ближе к хвосту. Еще вчера мы слышали только о нелепых «гугломобилях», а сегодня технологиями автопилотирования занимается едва ли не каждый крупный автопроизводитель, а в некоторых странах уже и законы соответствующие приняли.

Несмотря на то, что «сопротивление среды» неизбежно, и мы — опытные водители, любящие это дело — без боя руль не отдадим, исход этой битвы предсказать нетрудно. Компьютер быстрее человека. Беспилотные автомобили могут ехать более плотным потоком, с большей скоростью и без светофоров, при этом почти никогда не совершая аварий. А это «почти» будет всегда по вине человека. Угадайте, кому в итоге запретят управлять транспортом: роботам или нам с вами?

В споре любителей автоматической трансмиссии и «механики» у последних есть коронный довод: «Я хочу управлять своей машиной, а не чтобы она управляла мною». По всей видимости, выбора у нас в скором времени не останется.

Прощай, право собственности!

Итак, самоуправляемые электромобили. Что может быть хуже? Только одно: исчезновение права собственности на них. Прямо как мечтал товарищ Ленин ровно век назад. Правда, теперь все серьезно и, опять же, никакой идеологии, только экономика.

Вам приходилось слышать про каршеринг? Это распространенная на Западе и появляющаяся у нас система аренды автомобилей. В прошлом году по Москве их ездило несколько сотен, но в ближайшее время это число планируют увеличить для начала до 10 тысяч.

Почему? Потому что это становится выгодным. Тебе не надо содержать автомобиль, чинить, красить, иметь гараж, хранить комплект резины, платить налог и много чего еще. Ты просто заплатил за то время пользования машиной, которое тебе действительно нужно. Не секрет, что в среднем 90% времени частные автомобили простаивают, занимая парковочные места (которые в последнее время имеют тенденцию становиться платными).

А теперь представьте, что вы в любой момент заказываете машину (разумеется, через приложение на смартфоне), она сама приезжает, сама отвозит куда надо (опять же, на автошколу и финансовое вспоможение ГАИ не придется тратиться) и уезжает к другому заказчику. Никаких переплат, налогов, бензина, штрафов, техосмотров, покупки запчастей и так далее. Специалисты посчитали, что такая система уменьшит транспортную нагрузку на улицы городов примерно в 10 раз. Угадайте, будут ли стимулировать ее внедрение власти?

P.S. Дорогие коллеги-автомобилисты! Если описанное будущее вас не устраивает, то могу утешить только одной деталью: перспективы у сотрудников госавтоинспекции тоже не радостные. При таком раскладе они попросту останутся без работы.